Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«_30_» августа_2008г
Положение
об элективных курсах
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано
на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об
общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ
от 11.03.2001 г. №196, приказа МО РФ № 2783 от 18.07.02. «Об утверждении
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
1.2. Настоящее положение определяет
статус, цели и задачи элективных курсов в ОУ.
1.3. Элективные курсы реализуются в школе за счет часов
компонента образовательного учреждения.
1.4.Элективные курсы
нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого учащегося. Они являются важнейшим средством
построения их индивидуальных образовательных программ.
1.5. Школа принимает
решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных
курсов в порядке, определенном
учредителем. Учебные программы и тематическое планирование элективных курсов
разрабатывается учителями профильных классов, согласуется с методистами МИОО
или ОМЦ СЗОУО ДО г. Москвы и утверждается на заседании методического совета
школы.
1.6. Элективные курсы являются составной частью учебного плана
школы и обязательны для учащихся профильных 10 – 11 классов.
1.7. Организация работы элективных курсов в школе
предусматривает деление класса на подгруппы (в пределах фонда финансирования).
1.8.
Набор элективных курсов определяют сами учащиеся.
1.9.
Переход с одного элективного курса на другой возможен по заявлению учащегося
при отсутствии у него академической задолженности по первоначальному курсу.
2. Цель введения элективных курсов:
Цель проведения элективных курсов
определена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего
образования, локальными актами школы: Положением о профильных классах, Положением о
промежуточной аттестации учащихся профильных классов и
предусматривает широкую социализацию личности учащегося.
3. Задачи, решаемые при введении элективных курсов
·
подготовка
выпускников школы к освоению программ высшего образования;
·
создание
условий для построения гибких индивидуальных планов учащихся старших классов
школы;
·
ориентация
на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к
осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной
деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению
разнообразных профессиональных образовательных программ;
·
дифференциация
содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и
возможностями;
·
овладение
содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого уровня
мыслительных процессов у учащихся, навыков рефлексии;
·
повышение
адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;
·
создание
условий психолого-педагогической комфортности при обучении в школе;
формирование у выпускников школы самооценки, адекватной личным способностями
возможностям;
4. Функции элективных курсов
В соответствии с целями и задачами
профильного обучения элективные курсы в школе выполняют различные функции:
·
изучение
ключевых проблем современности;
·
«профессиональная
проба»; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;
·
ориентация
на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
·
дополнение
и углубление базового предметного образования;
·
дополнение
и углубление обучения по профильным предметам.
5.
Функции учителя – преподавателя элективных курсов.
Главная функция учителя – организация
совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей
образовательной цели.
Учитель – это эксперт и консультант при
изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущий
в имитационной игре и тренинге; координатор и консультант при выполнении
учебного проекта
6. Методы и формы обучения на элективных курсах.
6.1.Ведущее место в обучении на
элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского
характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
6.2. Методы и формы обучения определяются требованиями
профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся, задачами развития и социализации личности.
6.3.Основными приоритетными методиками изучения элективных
курсов являются:
·
междисциплинарная
интеграция;
·
обучение
на основе опыта и сотрудничества;
·
учет
индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных
способах обработки информации об окружающем мире (аудиальной, визуальной,
кинестетической);
·
интерактивность
(работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, метод проектов);
·
моделирование
элементов профессиональной деятельности.
7.
Оценка результатов изучения элективных курсов.
7.1.По окончанию изучения элективного
курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной
профессиональной карьеры по его окончанию:
·
Работа
в творческой группе
·
Работа
с информацией
·
Решение
поставленной проблемы
7.2. Формы контроля уровня достижений
и критерии оценки.
·
Текущий
и итоговый контроль достижений учащихся
в школе осуществляется в баллах (2,3,4,5).
·
промежуточный
контроль достижений учащихся осуществляется
в форме «зачтено»/«незачтено»
7.3. Методы контроля текущей
успеваемости учащихся.
Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в
качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы
учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемость используются
·
наблюдение
активности на занятии;
·
беседа
с учащимися
·
анализ
творческих, исследовательских работ
·
результаты
выполнения диагностических тестовых
заданий и контрольных работ
·
бальная
оценка
7.4. Методы
итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам
изучения элективного курса проводится по мере
завершения его изучения:
·
с
помощью специальной зачетной работы (экзамен, тест, защита проекта или
реферата). К итоговой аттестации, проводимой в форме экзамена, допускаются те проекты и рефераты, которые
прошли предварительную защиту с оценкой «отлично» и «хорошо». В этом случае
учащемуся в аттестат об основном полном образовании может быть выставлена
оценка за элективный курс в баллах. В остальных случаях в аттестате делается
запись об изучения данных элективных
курсов;
- по
совокупности самостоятельно выполненных учащимся работ (схемы, чертежи,
макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе и т.д.)
- по
наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)
8. Учебное и
программно-методическое обеспечении преподавания элективных курсов.
·
в качестве учебных пособий в преподавании элективных курсов
используются пособия, рекомендованные МО РФ,
·
в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть
использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой
работы, а также научно-популярная литература, справочные издания;
·
программно-методическое обеспечение элективных курсов основано на
программах и методических рекомендациях МО РФ.
·
в качестве программно-методического обеспечения могут быть
использованы авторские курсы, разработанные учителями школы и прошедшие экспертизу
городского методического объединения и утвержденные методическим советом школы.