Понедельник, 29.04.2024, 18:40
Приветствую Вас, Гость

Утверждено

на педагогическом

совете ГОУ СОШ №828

«_30_» августа_2008г      

 

Положение

об элективных курсах

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. №196, приказа МО РФ № 2783 от 18.07.02. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

1.2. Настоящее положение определяет статус, цели и задачи элективных курсов в ОУ.

1.3. Элективные курсы реализуются в школе за счет часов компонента образовательного учреждения.

1.4.Элективные  курсы нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося. Они являются важнейшим средством построения их индивидуальных образовательных программ.

1.5. Школа   принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов  в порядке, определенном учредителем. Учебные программы и тематическое планирование элективных курсов разрабатывается учителями профильных классов, согласуется с методистами МИОО или ОМЦ СЗОУО ДО г. Москвы и утверждается на заседании методического совета школы.

1.6. Элективные курсы являются составной частью учебного плана школы и обязательны для учащихся профильных 10 – 11 классов.

1.7. Организация работы элективных курсов в школе предусматривает деление класса на подгруппы (в пределах фонда финансирования).

1.8. Набор элективных курсов определяют сами учащиеся.

1.9. Переход с одного элективного курса на другой возможен по заявлению учащегося при отсутствии у него академической задолженности по первоначальному  курсу.

 

2. Цель введения элективных курсов:

 

     Цель проведения элективных курсов определена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, локальными актами школы: Положением о  профильных классах, Положением о промежуточной аттестации учащихся профильных классов и предусматривает широкую социализацию личности учащегося.

3. Задачи, решаемые при введении элективных курсов

 

·   подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;

·   создание условий для построения гибких индивидуальных планов учащихся старших классов школы;

·   ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ;

·   дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями;

·   овладение содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у учащихся, навыков рефлексии;

·   повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;

·   создание условий психолого-педагогической комфортности при обучении в школе; формирование у выпускников школы самооценки, адекватной личным способностями возможностям;

 

4.   Функции элективных курсов

 

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы в школе выполняют различные функции:

·   изучение ключевых проблем современности;

·   «профессиональная проба»; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;

·   ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

·   дополнение и углубление базового предметного образования;

·   дополнение и углубление обучения по профильным предметам.

 

5. Функции учителя – преподавателя элективных курсов.

 

Главная функция учителя – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.

 Учитель – это эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущий в имитационной игре и тренинге; координатор и консультант при выполнении учебного проекта

 

6.  Методы и формы обучения на элективных курсах.

6.1.Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

6.2. Методы  и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.

6.3.Основными  приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:

·         междисциплинарная интеграция;

·         обучение на основе опыта и сотрудничества;

·         учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,   различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальной, визуальной, кинестетической);

·         интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, метод проектов);

·         моделирование элементов профессиональной деятельности.

 

7. Оценка результатов изучения элективных курсов.

 

7.1.По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончанию:

·         Работа в творческой группе

·         Работа с информацией

·         Решение поставленной проблемы

7.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.

·         Текущий и итоговый  контроль достижений учащихся в школе осуществляется в баллах (2,3,4,5).

·         промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется  в форме «зачтено»/«незачтено»

7.3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся.

Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемость используются

·         наблюдение активности на занятии;

·         беседа с учащимися

·         анализ творческих, исследовательских работ

·         результаты выполнения диагностических  тестовых заданий и   контрольных работ

·         бальная оценка

  7.4. Методы итогового контроля.

          Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере   завершения его изучения:

·                    с помощью специальной зачетной работы (экзамен, тест, защита проекта или реферата). К итоговой аттестации, проводимой в форме экзамена,  допускаются те проекты и рефераты, которые прошли предварительную защиту с оценкой «отлично» и «хорошо». В этом случае учащемуся в аттестат об основном полном образовании может быть выставлена оценка за элективный курс в баллах. В остальных случаях в аттестате делается запись об  изучения данных элективных курсов;

  • по совокупности самостоятельно выполненных учащимся работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе и т.д.)
  • по наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)

 

8. Учебное и программно-методическое обеспечении преподавания элективных   курсов.

 

·                     в качестве учебных пособий в преподавании элективных курсов используются пособия, рекомендованные МО РФ,

·                     в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания;

·                     программно-методическое обеспечение элективных курсов основано на программах и методических рекомендациях МО РФ.

·                     в качестве программно-методического обеспечения могут быть использованы авторские курсы, разработанные учителями школы и прошедшие экспертизу городского методического объединения и утвержденные методическим советом школы.