Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«_30_» августа_2008г
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОЙ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ)
СЛУЖБЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Методическая (научно-методическая) служба образовательного
учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на
гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в
области образования, обеспечивает:
- достижение гражданином
(обучающимся) установленных государством образовательных уровней
(образовательных цензов);
- построение
воспитательно-образовательного процесса на основе приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- достижение единства федерального
культурного и образовательного пространства; защиту и развитие средствами
образования национальных культур, региональных культурных традиций и
особенностей; возрождение российской культуры, нравственности, духовности;
- адаптацию образовательного
учреждения к новым условиям и особенностям развития обучающихся;
построение общедоступного образования с учетом уровня современной
педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;
- светскость характера образования
при сохранении свободы и многообразия образовательных систем и учреждений,
их автономности.
- дальнейшую демократизацию управления
воспитательно-образовательными процессами, закрепление
государственно-общественного характера управления образованием.
1.2. Методическая (научно-методическая) служба предусматривает
формирование и развитие профессиональных качеств учителя, воспитателя,
классного руководителя, повышение их профессионального мастерства.
1.3. Основными условиями организации методической деятельности,
построения адаптивной модели методической службы и ее управление в
образовательном учреждении являются:
- четкое распределение полномочий,
прав и обязанностей;
- максимальный учет социального
заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение
деятельности педагогов в различных структурах методической службы;
- рассмотрение активного
положительного опыта методической работы каждого члена педагогического
коллектива как опорного в построении общей системы методической работы
школы и округа, общих тенденций развития методической работы,
теоретических подходов, разработанных наукой.
2. Цель и задачи
2.1. Цель методической службы – обеспечить действенность системы
внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и
развитии всей жизнедеятельности образовательного учреждения, для чего:
- организовать активное участие
членов педагогического коллектива образовательного учреждения в
планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и
опытно-экспериментальных процессах;
- способствовать повышению
профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию
творческого потенциала учителя, классного руководителя, направленного на
оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его
самоопределение и самореализацию.
2.2. Для реализации поставленной цели методическая служба
образовательного учреждения решает следующие задачи:
- создает единое информационное
пространство и регулирует информационные потоки управленческой и
научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в
образовательной практике;
- обеспечивает эффективную и
оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и
диагностике воспитательно-образовательного процесса;
- организует работу по созданию
нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного
учреждения;
- способствует созданию программно-методического
и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий
для внедрения и распространения положительного педагогического опыта,
инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других
видов творческой деятельности;
- обеспечивает проведение
диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа
процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования
педагогического творчества;
- осуществляет контроль за
выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем
обученности и воспитанности учащихся;
- управляет процессами повышения
квалификации и непрерывного образования педагогических работников,
способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию
педагогов.
3. Содержание работы
Содержание работы методической службы обеспечивает реализацию ее
целей и задач по выполнению учебного плана образовательного учреждения и
программы развития в соответствии с требованиями к современной школе и
формируется на основе:
·
целей и задач образовательного учреждения и перспектив его
развития;
·
глубокого изучения и понимания законов Российской Федерации,
творческого осмысления нормативных документов, инструкций, приказов
Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов образования,
Устава образовательного учреждения, внутришкольных приказов, распоряжений,
постановлений и других локальных актов;
·
знания и активного использования достижений и рекомендаций
педагогической и психологической наук, исследований других наук, способствующих
повышению научно-теоретического уровня методической службы в целостном
педагогическом процессе образовательного учреждения;
·
анализа диагностических данных (о состоянии
воспитательно-образовательного процесса, уровня обученности и воспитанности
учащихся, их здоровья и развития, о профессиональном росте педагогов),
позволяющего определить, уточнить или сформулировать заново основные задачи и
проблемы методической работы, перспективы развития отдельных структур и
методической службы в целом;
·
использования в образовательно-воспитательной практике образовательного
учреждения и в работе методической службы современных методов, форм и видов
обучения, воспитания, новых педагогических технологий.
4. Структура и организация деятельности
4.1. Методическая (научно-методическая) служба как система управления
научно-методической работой образовательного учреждения является общественным
органом, имеет сложную организационную структуру, формируемую на добровольной
основе. Структура методической службы и кандидатура руководителя закрепляются
приказом директора образовательного учреждения.
4.2. Методическая служба – профессиональный орган, осуществляющий
руководство методической и научно-исследовательской деятельностью
педагогического коллектива образовательного учреждения, целостная система
взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других
подсистем (структур службы):
4.2.1. Методический совет возглавляет методическую службу; формируется из
опытных учителей высокой квалификации, классных руководителей и других
педагогических работников, способных к творческой работе; руководит
деятельностью методического совета заместитель директора по
учебно-методической, воспитательной, научно-методической работе
(научно-экспериментальной, научно-исследовательской и т.п.).
4.2.2. Методические объединения создаются в образовательном учреждении по
учебным предметам или циклам предметов, по видам воспитательной работы
(классных руководителей, классных воспитателей), формы работы объединений могут
быть коллективными и индивидуальными с оптимальным их сочетанием; работа
методических объединений направлена на практическое решение проблем
межпредметных связей, выработку единых педагогических требований к реализации
государственного стандарта в образовании.
4.2.3. Информационная подсистема функционирует на базе методического
кабинета, библиотеки (медиатеки), отбирает, систематизирует информацию,
организует оперативное ознакомление учителей, классных руководителей,
воспитателей, педагогов дополнительного образования (родителей,
4.2.4. Диагностическая подсистема осуществляет исследования по
отслеживанию поэтапных результатов воспитательно-образовательного процесса,
отдельных его сторон; разрабатывает, адаптирует к условиям образовательного
учреждения имеющиеся мониторинговые методики и программы по длительному
наблюдению (слежению) за педагогическими явлениями, осуществляя прогноз,
коррекцию развития личности, воспитательно-образовательных процессов и
образовательного учреждения в целом.
4.3. Успешность функционирования методической службы во многом
определяется четкой организацией деятельности всех подструктур, распределением
прав, полномочий и ответственности между всеми участниками методической
(научно-методической) работы, а также планированием, в котором особое внимание
уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу
педагогического коллектива, особенностям работы образовательного учреждения,
сложившимся в нем традициям.