Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«_30_» августа_2008г
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
1. Общие положения
1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс
совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых
явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и
объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению,
проектированию.
1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание
условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
1.3.Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
·
формировать интересы, склонности учащихся к
научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
·
развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений
(науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
·
развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать
их на практике;
·
способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной
и социальной адаптации.
2. Организация научно-исследовательской работы учащихся
2.1. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели
вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы
определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно
учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные
интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по
согласованию с методическим объединением учителей (или кафедры).
2.3. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам
планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся
являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты,
компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5. Лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, ценными
подарками, рекомендованы к представлению на окружные и городские конференции,
могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
3. Виды научно-исследовательской деятельности
учащихся
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся
являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое
сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения
проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ,
синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых
процессов и явлений;
- диагностико-прогностический:
изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных
и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как
вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются
научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в
том числе в сфере образования);
- изобретательско-рационализаторский:
усовершенствование
имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов,
приборов;
- экспериментально-исследовательский:
проверка
предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита
проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы
деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. Критерии научно-исследовательской
деятельности
4.1. Актуальность выбранного исследования.
4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы.
4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх
школьной программы.
4.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
4.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
4.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.