Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«_30_» августа_2007г
Положение
о наставничестве
1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество -
разновидность индивидуальной воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий
высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как
правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший
желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.
Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по
согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное
наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области
предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой
института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие
нормативные акты Министерства образования и науки РФ, ДО г. Москвы и СЗОУО ДО г. Москвы,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов
образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в
образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их
профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества
являются:
- привитие
молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;
- ускорение
процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
- адаптация
к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого
отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на
основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью
наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и
руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения
подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким
уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в
общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные
показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности
и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти
лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к
воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры
наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,
согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются
на заседании Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока
наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на
срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над
следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые
принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками
очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в
образовательное учреждение;
- выпускниками
непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших
очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями,
переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей
требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
- учителями,
нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом
директора школы в случаях:
- увольнения
наставника;
- перевода
на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения
наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической
несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности
работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период
наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. По инициативе наставников
они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
- знать
требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
- разрабатывать
совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать
деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
- знакомить
молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить
в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить
необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их
выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать
молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения
занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным
примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора;
- участвовать
в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении
или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал
работы наставника и периодически докладывать руководителю методического
объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его
труда;
- подводить
итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с
согласия заместителя директора по УР (руководителя методического
объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста
других сотрудников школы;
- требовать
рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной
форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для
закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока
наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой
специалист обязан:
- изучать
нормативные документы, определяющие его служебную деятельность,
структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
- выполнять
план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно
работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться
у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- совершенствовать
свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически
отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
7. Права молодого
специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить
на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
- защищать
профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться
с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;
- повышать
квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их
деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УР обязан:
- представить
назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
- создать
необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
- посетить
отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
- организовать
обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им
методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми
специалистами;
- изучить,
обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;
- определить
меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу
наставников с молодыми специалистами несут руководители методических
объединений.
Руководитель методического объединения
обязан:
- рассмотреть
на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;
- провести
инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить
возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
- осуществлять
систематический контроль работы наставника;
- заслушать
и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.
9. Документы, регламентирующие
наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность
наставников, относятся:
- настоящее
Положение;
- приказ
директора школы об организации наставничества;
- планы
работы педагогического совета и методических объединений;
- протоколы
заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
- методические
рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.
Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«____»__________200__г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о
деятельности наставника молодого специалиста
1. Общие
положения.
Наставник назначается для оказания помощи молодому
специалисту в приобретении практических навыков,
необходимых для педагогической работы по занимаемой должности,
выработке умения применять теоретические знания, полученные в педагогическом
институте в конкретной практической работе, а также приобретения практического
опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения,
развития познавательно-мыслительной деятельности
учащихся.
2. Задачи
и содержание работы.
Наставник молодого
специалиста, начинающего работать в школе:
2.1.
знакомит молодого специалиста с
деятельностью педагогического
коллектива школы;
2.2.
оказывает помощь в изучении учебных программ
и пояснительных записок
к ним;
2.3.
помогает составить тематический план,
подобрать материал для
систематического повторения, практических и
лабораторных работ,
тематических экскурсий;
2.4.
оказывает методическую помощь в подготовке
уроков, подборе
дидактических материалов, наглядных пособий,
контрольных работ и т.п.;
2.5.
посещает уроки молодого специалиста с
последующим тщательным
анализом;
2.6.
организует посещение уроков коллег по методическому объединению и
уроков лучших учителей школы с последующим
совместным обсуждением
и анализом;
2.7.
оказывает помощь в подборе методической
литературы для
самообразования;
2.8.
контролирует и направляет работу молодого
специалиста по
самообразованию.
2.9.
3. Порядок
назначения наставника.
3.1
Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом школы.
3.2 Директор
школы издает приказ о назначении наставника.
4. Контроль.
4.1.
Деятельность наставника контролирует методический совет школы.
4.2. Методический совет один раз в четверть заслуши