Утверждено
на педагогическом
совете ГОУ СОШ №828
«_30_» августа_2006г
Положение
о классах
компенсирующего обучения
в
общеобразовательных учреждениях
I. Общие положения
1. Настоящее
Примерное положение регулирует деятельность классов компенсирующего обучения в
общеобразовательных учреждениях.
2.
Классы компенсирующего обучения создаются в
соответствии с Законом РФ "Об образовании", приказом
Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 г. № 333 «Об
утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в
общеобразовательных учреждениях», постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в
действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»
и приказов СЗОУО ДО г. Москвы.
3.
Классы компенсирующего обучения в своей деятельности
руководствуются действующим законодательством в сфере образования,
здравоохранения, защиты прав детей и настоящим Положением.
4. Классы
компенсирующего обучения являются формой дифференциации образования,
позволяющей решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении.
Деятельность этих классов строится в соответствии с принципами гуманизации,
свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность
системы образования.
5.
Классы компенсирующего обучения создаются в
общеобразовательных учреждениях с целью создания для детей, испытывающих
затруднения в освоении образовательных программ, адекватных их особенностям
условий, позволяющих предупредить дезадаптацию ребенка.
В классы компенсирующего обучения
принимаются дети с недостаточной готовностью к обучению, выражающуюся в низком
уровне сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и
психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе
которых определяются, прежде всего, признаки дезадаптации, а также дети с
симптомами органической недостаточности или соматической ослабленности
(повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности,
нарушения внимания и целенаправленности и тому подобное).
Система работы в классах компенсирующего обучения
направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного
воспитания, восполнение пробелов предшествующего образования детей, устранение
нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности,
сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья обучающихся.
II. Организация
и функционирование классов компенсирующего обучения
1.
Классы компенсирующего обучения могут быть организованы в
общеобразовательных учреждениях, располагающих необходимыми условиями, и
открываются приказом директора образовательного учреждения.
2. Зачисление детей в классы
компенсирующего обучения производится только с согласия родителей
(законных представителей) на основании их письменного заявления на имя
директора образовательного учреждения (с указанием вида класса) и на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
3. Компенсирующие
классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего
образования. Целесообразно, чтобы классы компенсирующего обучения работали в
режиме продленного дня. Сроки освоения программ в компенсирующих классах
соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ общего образования.
4. С целью
организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
обучающихся компенсирующих классов приказом директора образовательного учреждения
создается психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум осуществляет
свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения и
положением, разработанным на основании Примерного положения о
психолого-медико-педагогическом консилиуме.
5. Наполняемость компенсирующих
классов составляет 9-12 человек (в соответствии с приказом Министерства
образования Российской Федерации от 08.09.92 г. № 333 «Об утверждении
Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях»), не более 20 человек (в соответствии с постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. №
44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.1178-02»).
6. Образовательный процесс
в компенсирующих классах организуется с учетом повышенной утомляемости
обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков не более
45 минут, группа продленного дня, дневной сон (по возможности), двухразовое
питание, лечебные и оздоровительные мероприятия. Независимо от
продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более
5 – в начальных классах и не более 6 – в 5-11 классах.
Обучающиеся компенсирующих классов
обеспечиваются в образовательном учреждении необходимой медико-психологической
помощью (психолог, социальный педагог, логопед), специально подготовленными
педагогами.
7. При устойчивой положительной
динамике развития, стабильности соматического состояния, успешности в усвоении
образовательных программ дети могут быть переведены в общеобразовательный класс
(по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, с согласия
родителей (законных представителей) на основании письменного заявления на имя
директора образовательного учреждения).
8. При отсутствии
положительной динамики развития ребенка в условиях компенсирующего обучения
родителям (законным представителям) рекомендуется обратиться в
психолого-медико-педагогическую комиссию для определения характера и продолжительности
адекватной помощи.
9. По показаниям
клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения, по согласованию с
родителями (законными представителями) для обучающихся может быть организовано
обучение по индивидуальному учебному плану, щадящий режим (снижение объема
заданий, дополнительный день отдыха, дополнительные перерывы и тому подобное).
III. Организация
образовательного процесса
в классах компенсирующего обучения
1. Образовательный процесс в
компенсирующих классах регламентируется учебным планом, составленным на основе
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений г. Москвы с учетом
требований СанПиН, и обеспечивает оптимальные условия для детей с
трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Составной частью образовательной программы компенсирующего класса
является программа компенсирующе-развивающей работы.
2. Образовательные программы классов
компенсирующего обучения разрабатываются на основе государственного
образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
3. Работу с учащимися компенсирующих
классов проводят учителя, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
В обязанности учителя-логопеда входят:
всестороннее изучение речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых
занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической
помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного
языка.
4. Педагог-психолог участвует в
углубленном обследовании детей, зачисленных в компенсирующие классы, выявляет
особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций;
проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию
эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной
деятельности, а также – на исправление возможных нарушений общения и поведения;
оказывает методическую помощь учителям.
5. Итоговая аттестация в классах
компенсирующего обучения проводится в соответствии с Положением о
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных
учреждений Российской Федерации и рекомендациями Минобразования России, ДО г.
Москвы